Джей Джей Абрамс
Содержание:
Джеффри Джейкоб Абрамс (англ. Jeffrey Jacob Abrams, в титрах обычно указан как Джей Джей Абрамс (англ. J. J. Abrams); род. 27 июня 1966, Нью-Йорк) — американский сценарист, продюсер и режиссёр. В данный момент живёт в Лос-Анджелесе. Первый полнометражный фильм Абрамса «Миссия невыполнима 3» стал самым дорогим режиссёрским дебютом в истории. Самый масштабный проект Абрамса — «Звёздный путь» — вышел на киноэкраны в мае 2009 года. Женат на Кэти Макгрет, имеет 3 детей. Основатель компании Bad Robot.
Биография
Мировую известность Абрамсу принесли сверхуспешные телевизионные проекты компании «ABC Entertainment» — сериалы «Шпионка» и «Остаться в живых», предложившие неординарные концепции захватывающего сценария и использующие потенциал формы телевизионного фильма в полной мере. Оба сериала за короткий срок снискали культовый статус у зрителей.
Интересный факт: рекордный бюджет пилотного эпизода «Остаться в живых» — 12 млн долларов — изначально вызвал недовольство руководства «Disney», которой принадлежит «ABC», однако вскоре, учитывая популярность сериала, целесообразность таких затрат стала очевидной.
Первый и второй сезоны «Шпионки» (в гл. роли: Дженнифер Гарнер) удостоились 11 номинаций премии «Эмми».
«Остаться в живых» (в ролях: Мэтью Фокс, Эванджелин Лилли, Доминик Монаган и др.) получил «Эмми» как лучшая драма и номинацию на «Золотой глобус».
Страсть к кино появилась у Абрамса ещё в детстве — и она только усилилась после экскурсии по студии «Universal», когда будущему режиссёру было восемь лет.
Ещё в юношеские годы Абрамс достаточно активно снимал кино и представлял свои студенческие работы на различных кинофестивалях, где, кроме получения наград, заводил знакомства в киноиндустрии, находил соавторов и, возможно, получал определенный кредит доверия на реализацию своих последующих проектов.
Первой работой на телевидении Абрамса стал сериал «Счастье». Абрамс — исполнительный продюсер, автор идеи и режиссёр нескольких эпизодов этого сериала. Такое сочетание ролей достаточно типично для телевизионной работы Абрамса, которого коллеги характеризуют как «мультизадачного» трудоголика.
Будучи студентом старших курсов, Абрамс вместе с другом написал сценарий художественного фильма. Этот сценарий купила студия «Touchstone Pictures» и сделала его основой «Как преуспеть в делах», картины с участием Чарльза Гродина и Джеймса Белуши и первой в числе спродюсированных Абрамсом.
Далее последовали «Кое-что о Генри» с Харрисоном Фордом и «Вечно молодой» с Мелом Гибсоном в главных ролях.
Следующим значимым этапом в карьере Абрамса была совместная работа с продюсером Джерри Брукхаймером и режиссёром Майклом Бэйем над блокбастером «Армагеддон».
Потом была спродюсированная Абрамсом «Ничего себе поездочка», соавтором сценария к которому он также является и боевик с высоким бюджетом «Миссия невыполнима III» с Томом Крузом, первая режиссёрская работа Абрамса для широкого экрана. Считается, что режиссёрское участие Абрамса в последнем состоялось по личной инициативе актёра-суперзвезды, находившегося под впечатлением от сериала «Шпионка».
В продюсерском активе Абрамса также картины «Чужие похороны» и «Короли рока» с Дженнифер Лав Хьюитт, кроме того, в нескольких фильмах Абрамс появляется на экране как актёр.
Также Абрамс время от времени выступает в качестве композитора для своих фильмов (в частности, им написана заглавная музыкальная тема «Шпионки»).
В марте 2007 года выступил на конференции TED с рассказом «Ящик с загадкой» (англ. The Mystery Box).
В 2012 году получил предложение стать режиссёром седьмого эпизода «Звёздных войн». Изначально отказался, но в январе 2013 года дал согласие. Кандидатура получила одобрение Джорджа Лукаса.
Интервью с Джеем Джеем Абрамсом
Допускали ли вы когда-нибудь в самых потаенных и извращенных мечтах, что возглавите две самые большие научно-фантастические франшизы во вселенной?
Если бы нечто подобное пришло мне в голову, я бы решил, что это возмутительное предположение. Чистый вздор. Полное безумие. Так оно и есть, на самом — то деле.
Тогда начнем со «Звездного пути». Трудно делать продолжение?
Трудновато. Ключевым моментом была необходимость возродить дух оригинального «Звездного пути». Дизайн сцен, места съемки и. разумеется, сами герои не должны были выглядеть пародиями на оригинал Закари Квинто. исполнителю роли Спока, пришлось разработать собственную версию персонажа. И особенно нам не хотелось, чтобы Крис Пайн изображал пародию на Уильяма Шантера, первого исполнителя роли Кирка. Зрителя неизбежно раздражают подобные вещи.
Каким образом полувековой давности франшиза до сих пор способна вести туда, где не ступала нога человека?
Я не видел все эпизоды всех версий «Звездного пути», но уверен, что осталось еще немало мест, где можно побывать. Самое замечательное — это предвосхищение того, во что разрешится всем известная часть общего сюжета. Мы можем доиграть, например. представляя, кем были Спок. Кирк и вся команда «Энтерпрайза» задолго до того, как они стали Споком. Кирком и командой «Энтерпрайза». Очень дразнящее искушение.
В фильме есть секс?
«Звездный путь» обязательно должен быть сексуальным. В этом заключен дух оригинальных серий. Разумеется, в 60 — е секс присутствовал очень ограниченно, но многое подразумеваюсь уже тогда: например, намеки на то что Ухура и Спок — романтическая пара. В нынешней среде эта мысль развивается. Потом, всегда забавно подкладывать Кирка в постель к девицам, которые могут оказаться не вполне людьми — ну там с зеленой кожей или еще с чем. Кроме того, у нас снимается Элис Ив. невероятной красоты женщина и определенно из категории сексуальных. Она отлично дополняет Ухуру. Да и вообще «Звездный путь» не был бы собой, если бы в нем молодые привлекательные женщины и мужчины не раздевались и не флиртовали бы друг с другом.
Правда, что вы показывали первые отснятые эпизоды «Возмездия» смертельно больным фанатам, чьим предсмертным желанием было увидеть их?
Да. Это был очень трагичный и печальный опыт. Невероятно трогательно, что наша работа так много значит для людей, что даже в последние моменты жизни наш фильм занимает чьи-то умы.
«Звездный путь» и «Звездные войны» это церковь и государство в Голливуде. Разве можно оставаться лояльным к обоим?
Можно, почему же нет? Правда, поначалу я отказался от «Звездных войн». Я тогда монтировал «Звездный путь» и помыслить не мог о том, чтобы заниматься чем-то другим.
И что заставило вас в итоге сказать да «Звездным войнам»?
То было странное время. Я уже почти дошел до света в конце туннеля в работе над «Звездным путем» и чувствовал, что мне нужно немного передохнуть. Но тут позвонила Кэтлин Кеннеди из LucasFilm. Мы очень подробно все обсудили, и идея о том, чтобы поработать вместе, превратилась в реальную, манящую и волнующую возможность. В конце концов, все решила моя жена Кэти, которая сказала, что если кто-то настолько интересуется мной, то мне следует рассмотреть предложение этого человека.
В таком случае нам с вами нужно многое обсудить: например, слух о том, что в фильм возвращаются актеры из первой трилогии.
Или, например, будет ли это трилогия?
(Улыбается.)
Ну хотя бы можете сказать, будет ли там Джа — Джа Бинкс?
Вам не понравится мой ответ, но это чистая правда: сейчас настолько ранняя стадия работы, что было бы чистым безумием обсуждать детали.
В чем можно быть уверенным, так это в том, что «Звездные войны» должны быть не похожи на «Звездный путь».
Тут вы правы. Это два совершенно разных мира, от них не должно оставаться одинакового эстетического впечатления. Но я не придумываю эстетику, чтобы затем впихивать в нее фильм. В случае со «Звездными войнами» у нас, к счастью, есть Джордж Лукас, к которому можно подойти со всеми вопросами, чем я постоянно и занимаюсь. Со «Звездным путем» все было сложно, потому что я никогда НС был его фанатом, и рядом уже не было Джина Родлонберрп, чтобы пойти к нему с вопросами. Но в какой-то момент я начал понимать мир Star Trek, уважать то, что в нем находят поклонники, и поверил в его вселенную.
Еще прошлой осенью вы говорили, что работа над новыми «Звездными войнами» неизбежно будет связана с опасностью совершить «фатальное святотатство». Чувствуете ли вы подобный груз ответственности сейчас?
Я говорил это с точки зрения поклонника — а я самый большой поклонник «Звездных войн» или с точки зрения тех, кто желает сохранить классическое наследие фильма. Подобная перспектива, разумеется, пугает меня до смерти. Но я решил вместо того, чтобы пытаться одолеть польем одним гигантским прыжком, просто получать удовольствие от открывшихся возможностей и обращаться за помощью к людям, с которыми работаю. Я знаю Кэти уже многие годы. Я долгое время работал со сценаристом Майклом Арндтом. Я много лет знаю Джорджа Лукаса, мы друзья. Если бы даже речь не шла о «Звездных войнах», я был бы очень рад поработать со всеми этими людьми.
«Звездные войны», «Звездный путь», «Миссия невыполнима» вы король перезапуска франшиз. Не хочется вернуться к созданию оригинальных проектов?
Вынужден признать, что я не жду с нетерпением очередного перезапуска чего бы то ни было. По правде говоря, одной из причин того, что я поначалу отказался заниматься «Звездными войнами», было именно желание сделать что-нибудь оригинальное. Что-то подобное тому, чем я занимался на телевидении, делая «Фелисити», «Шпионку», «Остаться в живых», «Грань» и остальное. К чему-то такому очень хочется вернуться. Но когда нечто подобное «Звездным войнам» возникает на горизонте, ты либо берешься за это, либо нет.
И как выглядит оригинальный проект, которым вы бы хотели заняться?
Да как угодно. Мой любимый фильм «Филадельфийская история». Я люблю Хичкока. Я огромный поклонник Спилберга, я люблю Дэвида Кроненберга. Мне нравятся самые разные вещи.
Как вам удается разгребать столько разных обязательств? Вы исполнительный продюсер сериалов «Революция» и «В поле зрения». Только в этом году закончили сериал «Грань». У вас жена и трое детей. Вы пишете музыку, занимаетесь дизайном, читаете лекции. И надо полагать, вам нужно когда-то есть и спать.
Мне нравится много работать. Кроме того, я окружен людьми, которые делают свое дело лучше, чем я. Так что моя работа совершенно не значит, что я всюду присутствую лично и руковожу процессом. Когда мы добрались до пятого сезона в «Грани», мое участие в проекте равнялось нулю. Как и в случае с «Остаться в живых».
Ваш самый большой телевизионный хит, «Остаться в живых», получил множество нареканий за открытый финал. Вы не думаете, что поклонники заслужили менее двусмысленную концовку?
Нет. Мне понравился финал. Он совершено определенно создал эмоциональное завершение сериала. Могут оставаться какие-то чисто технические вопросы вроде того, что это был за остров и почему он был. Но это как чемодан в «Криминальном чтиве»: если вы покажете мне его содержимое, я совершенно точно буду разочарован. Вероятно, наши сериалы могут ответить на все вопросы зрителей, но, мне кажется, ответы принесут меньше удовлетворения, нежели их поиски.
Вы действительно верите в альтернативные вселенные?
Меня определенно восхищает такая возможность, идея того, что реальность вовсе не такова, какой нам представляется, что буквально за углом может существовать что-то невероятное. Я всегда был одержим мыслью, что есть некий более глубокий уровень объяснения причин, нечто столь же фантастическое и сказочное, как Волшебник страны Оз. или темное и жуткое, как Кольцо всевластья, или безумное и волнующее, как Матрица. Известный нам мир не таков, каким мы его знаем, и в любой момент вам могут доставить посылку или зазвонит телефон — и вы окажетесь в портале, ведущем в иную реальность.
В ваших работах прослеживается еще и паранойя. Вы в самом деле думаете, что правительство или корпорации следят за нами?
О да. вне всякого сомнения. Я не имею в виду, что они прямо вот тут, в этой комнате. Но я отказываюсь верить, что в мегаполисе любого размера можно выйти на улицу и за 20 минут не встретить ни одной камеры слежения. Эти камеры повешены для того, чтобы видеть вас и отправлять информацию в цифровое хранилище, где стоят программы распознавания лиц. За нами всеми наблюдают. Если вы ведете обычную жизнь, не делаете ничего особенно интересного или незаконного, это вас не должно беспокоить, так? И тем не менее — нас всех записывают, за нашими действиями наблюдают, и наша личная жизнь нам уже не принадлежит. Мне кажется, это стоит иметь в виду, хотя бы немного.
Вы известны тем, что не разболтали ни одного спойлера о проектах, над которыми работаете. Как вам это удается?
Моя паранойя началась, когда я написал сценарий «Супермена» и вскоре увидел рецензии на него в Сети. Я всегда считал, что хорошее развлечение — это когда человек сидит перед экраном в темном зале и каждая минута для него оказывается сюрпризом. Раньше, чтобы узнать спойлер, нужно было очень сильно постараться. Теперь приходится прилагать усилия, чтобы его не узнать. Но люди на самом деле не любят спойлеры. Когда мы снимали «Остаться в живых», поклонники спрашивали меня, что будет дальше. Но я не успевал открыть рот, как большинство из них кричало: «Не говорите мне!» Хотел бы я в свое время услышать от Рода Серлинга, что будет происходить в каждом эпизоде «Сумеречной зоны»? Да ни за что! Индустрия развлечений подкупает именно тем, что предлагает отправиться на поиск приключений и не говорит куда. В этом суть магии шоу-бизнеса.
Вы выросли в семье, занимавшейся кино, и с детских лет знали, что магия шоу-бизнеса поддельна. Как на вас это повлияло?
Для меня она не была поддельной. Отец работал продюсером в Paramount. Я приходил в его офис и читал списки актеров, которые в данный момент были задействованы на площадке. Это было еще в те времена, когда съемки в Лос-Анджелесе были разрешены, так что там одновременно снималась дюжина фильмов. Никогда не забуду, как весь актерский состав «Счастливых дней» Рон Ховард, Генри Уинклер, Том Босли — сидит и читает сценарий, а рядом на площадке Гарри Маршалл репетирует эпизод.
Были ли моменты, когда вам хотелось сказать: «Никогда не встречай своих героев»?
Я чуть с ума не сошел от страха, когда в 12 лет увидел Робина Уильямса в роли инопланетянина Морка, полностью выцветшего. Еще более неуютно было, когда на съемках сериала «Восьми достаточно» я увидел Бетти Бакли, злобно торгующуюся со своим агентом по поводу съемок в какой-то рекламе. Потом я пошел на площадку, в декорации спальни, и обнаружил там Вилли Эймса, лежащего в кровати лицом вниз в отключке после вечеринки. А затем мимо на скейте проехал Адам Рич, и я услышал, как вся съемочная площадка материт его сквозь зубы. В общем, всюду было ощущение пугающего несоответствия тому, что я видел на экране. Так что я уже тогда понял, что жизнь в Голливуде не сахар, но одновременно увидел, насколько же, блин, там все клево.
Что бывает, когда кто-то из участников проекта оказывается более неразумен, чем хотелось бы?
Такое случалось пару раз. Если кто-то снимается всего в трех сценах фильма и делает это хорошо, хотя и полный придурок, то я думаю: «Ладно, переживем, нужно просто с этим покончить побыстрее». Если же у такого человека контракт на шесть эпизодов и вся съемочная группа рыдает от отчаяния, приходится вмешиваться и разгребать ситуацию. По большому счету, нужно быть бдительным и выяснять, с кем собираешься работать, еще до того, как у него будет повод спятить.
Что скажете про Тома Круза? Как вам с ним работалось на «Миссия невыполнима»?
Было так: перед запуском я позвонил Камерону Кроу, который сделал два фильма с Томом, и спросил его совета. Он мне сказал: «Старик, это дело тебя испортит». Я ответил «о’кей», хотя совершенно не понял, что он имеет в виду. Он оказался прав. Том — самый работящий, самый сосредоточенный, самый щедрый и самый собранный человек, какого я когда-либо знал. Это он помог мне снять мое первое кино. Не кто-то другой, а именно он. Для режиссерского дебюта проект был просто огромен, но мне не было страшно. Я пребывал в постоянном возбуждении, так как чувствовал, что все, что я делал прежде, было подготовкой к этой работе. Прежде чем мы приступили к работе. Том сказал: «Я твой актер, а режиссер тут ты».
Хорошо, а что вы скажете о Томе — сайентологе, Томе, скачущем в шоу Опры Уинфри, и Томе «психиатрия — это — зло»?
Ни о чем подобном он даже не заикался. Я слышал истории о том, что на съемочных площадках «Войны миров» стояли сайентологические палатки, но в моем случае ничего подобного не было. Все, что я могу сказать: у него золотое сердце, и он очень щедрый и хороший человек.
А Майкл Бэй, с которым вы писали сценарий для «Армагеддона»? Что вам запомнилось по итогам совместной работы?
Я знаю, что Майкл может быть агрессивен и безумен. Много раз слышал, как о нем говорят: «Боже, до чего страшный тип!» Но когда я ехал на встречу с ним, мне кто-то позвонил и сказал, что он учился в частной школе Crossroads здесь, в Санта — Монике. И я подумал: так он, значит, вырос тут. в Брентвуде? Ну все ясно! Я никогда прежде не встречал Майкла, но знание о том, в какую школу он ходил, мигом его для меня демистифицировало. При встрече я сразу обложил его, а он в ответ обложил меня. И я ему понравился, потому что не испугался его и понял, что он собой представляет: человека, который слегка ополоумел оттого, что так быстро стал великим.
У вас одна из самых значительных карьер в Голливуде. Каково это чувствовать?
Я даже близко этого не ощущаю. Вообще-то я всегда хотел быть знаменитым, но теперь гляжу на актеров вроде Тома Круза и вижу, что это люди, которые в буквальном смысле шагу из дома не могут ступить. Очень жалкое существование. А я могу ходить куда хочу, и меня никто не узнает.
И женщины на вас не вешаются?
Нет. не вешаются. А оно мне нужно? Ко мне обычно пристают совершенно асексуальные типы — какой — нибудь дятел с волосами до середины спины, который изображает вулканский салют, ну или с недавних пор говорит: «Да пребудет с тобой Сила». Более привлекательные варианты мне не попадаются.
Дженнифер Гарнер в «Шпионке», Эванджелина Лили в «Остаться в живых», Анна Торв в «Грани», вы определенно умеете отыскивать роскошных дебютанток и превращать их в вооруженных героинь в облегающих одеждах.
Дело в том, что я с детства любил Бэтгерл. Она казалась мне самой сексуальной героиней в истории человечества. В самом начале каждого «Бэтмена», если там мелькал силуэт Бэтгерл. я сразу возбуждался, потому что она меня просто невыносимо заводила. Да и во «Мстителях» Дайана Ригг была прямо такая… ух! Это было тем более увлекательно, что. когда я рос, в фильмах героями были мужчины, а женщины — преимущественно трофеями. Ну как девушки Бонда — чистое удовольствие для глаз, не более. А мне всегда нравился другой тип женщин. Помните, когда вышел «Чужой», там в конце Рипли в нижнем белье надевает скафандр? Вот такие женщины меня привлекали еще ребенком.
У вас были какие-нибудь грехи юности?
Да ничего серьезного.
Даже в полицию не попадали?
Ни разу.
Не разнесли в щепки ни один гостиничный номер?
Нет. Вынужден признать, что тусовщик из меня никакой. По характеру я зануда.
Ваша жизнь изменилась бы, если бы вам пришлось начинать с iPhone и MacBook Pro вместо камеры Super 8?
Не знаю. Сейчас кругом вообще очень много отвлекающих вещей. Тот факт, что дети делают уроки по алгебре на устройстве, которое является портретом в любой из миров развлечения — от комедии и музыки до порно, представляется мне очень странным. Я не могу вообразить взрослого человека, который, дай ему в руки лэптоп и скажи «Делай алгебру!», уделит алгебре больше пяти минут. С другой стороны, сейчас есть программы типа Final Cut Pro. которые могут поспорить с возможностями больших студий. Люди уже делают с помощью этого софта фильмы, способные по качеству конкурировать с высокобюджетными.
Голливуд теперь вообще одно сплошное компьютерное приложение.
Не совсем, хотя идея того, что можно нарисовать ракетную атаку, автокатастрофу и что тебе еще хочется, звучит здорово.Теперь вопрос стоит так: что делать дальше, когда ты можешь делать все?
Как вы думаете, люди будут ходить в кино в ближайшие 25 лет?
Лично я буду. Я глубоко верю в социальный эффект совместного просмотра и полагаю, что он никуда не денется.
Вы следите за тем, что о вас говорят в Сети?
Немного. Просмотрел кое-какие обсуждения «Звездных войн» и обнаружил, что отзывы куда более приличные, чем я мог ожидать. Это очень приятно. Вообще ирония в том. что я себя ощущаю очень аналоговым человеком, хотя постоянно занимаюсь цифровым монтажом, звуком и спецэффектами.
Давайте поговорим о сиквелах. То, что вы занялись «Звездными войнами», отнимает у вас возможность снять третий «Звездный путь»?
Нет. возможность сохраняется. Мы сейчас пытаемся понять, что делать дальше.
У вас отлично получается перезапускать проекты. Может быть, перезапустите что-нибудь кроме фильмов? Компанию, например? Или даже страну?
Есть одна компания, Inlocom, которую я пытался перезапустить. Ее создали выпускники Массачусетского технологического института, придумали интерактивные текстовые приключения — очень умная штука, отлично проработанная. Я собрался уже ее купить, но какой-то парень схватил ее буквально за неделю до меня. Еще очень грустно слышать, что обанкротилась Atari. Когда я был подростком, эта компания воплощала очарование и шик будущего.
А каким вы видите свое будущее?
Я знаю, что это прозвучит как отговорка, но я настолько счастлив тем, что сейчас могу делать все, что хочу, что никакого очевидного ответа на ум не приходит. Лучшее, что я могу придумать, это путешествия. Я ни разу не был в Израиле, Индии или Африке. Еще с удовольствием пожил бы подольше в Японии со всей семьей.
А в профессиональном плане?
Поработать с Мерил Стрип? Было бы неплохо. Снять фильм, который станет важным вкладом в культуру, а не просто большим развлечением? Тоже хорошо. В любом случае все, что я хочу, случится в нужное время при нужных обстоятельствах. Я не очень хорошо умею планировать на пять лет вперед, но определенно собираюсь еще многое сделать, прежде чем… ну вы понимаете.
Допустим, все кончится завтра. Что бы вы хотели найти на небесах, или в параллельном мире, или как вы там еще это называете для себя?
Я представляю себе это как место, где Стив Джобе и Томас Эдисон сошлись в грандиозной борцовской схватке, а Род Серлинг курит и пишет новый сценарий. Мой дед там же — изводит маму. В общем, у меня бесконечный список людей, с кем было бы неплохо повстречаться. Ну и, конечно, оборудование для творческих проектов. И может быть, немного бумаги и пара ручек на случай, если вдохновение забуксует.
То есть вы и в ином мире стали бы работать?
Если мне придет в голову отличная идея, почему бы и нет?