Home Разное Человек возрождения

Профессия: реставратор

Настя Юровецкая, 23 года, научный сотрудник отдела реставрации станковой масляной живописи Государственного научно исследовательского института реставрации (ГосНИИР).

Инструкции для начинающих

Реставратор — это и художник, и историк, и искусствовед, и химик, поэтому, чтобы освоить все секреты профессии, придется упорно учиться. Поступить можно в один из художественных вузов, например, в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, МГХПА им. Строганова, МГАХИ им. В. И. Сурикова или МАХУ памяти 1905 года. Там ты получишь профильное реставрационное образование. Кроме того, ты можешь выбрать более широкую специальность и пойти учиться на искусствоведа (как это сделала я, в этом году я защищаю диплом в МГУ им. Ломоносова) или, к примеру, на химика. В этом случае почти все реставрационные навыки придется перенимать на практике — у своих коллег и руководителя. Какое бы из этих учебных заведений ты ни выбрала, в списке вступительных экзаменов наверняка найдешь историю, обществознание и иностранный язык. Кроме того, многие университеты проводят творческий конкурс по живописи и композиции.

Чему учат

Первые два года студентам преподают теоретические дисциплины, связанные с историей и культурологией. Но уже на втором курсе начинаются профильные предметы: химия в реставрации, биология в реставрации, реставрационные материалы, фотофиксация музейных коллекций и так далее. Список на самом деле огромный. Существует, например, курс техники ИЗО, где рассказывают, как создаются произведения, ведь чтобы что-то отреставрировать, нужно понимать, как это создавалось. Без практики, конечно, тоже никуда: ее можно пройти в музее, в ГосНИИРе, где я сейчас работаю реставратором живописи, или в научно — реставрационном центре имени Грабаря.

Карьерный путь

Раньше в России существовала аттестация реставраторов, специалисту могли присвоить одну из четырех категорий: третью, вторую, первую или высшую. В начале двухтысячных годов аттестацию отменили, но, к счастью, недавно вышел указ, который постановил вернуть старую систему, скоро она снова должна начать функционировать. Ну, а пока при приеме на работу мы можем как-то зарекомендовать себя только с помощью портфолио и дипломной работы. Если ты новичок, старшие товарищи вначале глаз не будут с тебя спускать: первые простые операции ты будешь выполнять под их чутким руководством.

Ну, а со временем, когда докажешь, что способна работать качественно, будешь получать уже гораздо более серьезные и интересные задания. Если начинаем мы с того, что реставрируем безымянные пейзажи, то позднее к нам в руки попадают Репин, Врубель, Рембрандт и так далее. Кто еще может таким похвастаться?

Круг обязанностей

Наша работа начинается с анализа произведения: реставратор должен оценить состояние картины, понять, какие есть дефекты и как их можно устранить. В зависимости от количества и степени повреждений он планирует свои дальнейшие действия. Кстати, многие ошибочно путают музейную реставрацию с обыкновенным ремонтом. Так вот, цель нашей работы — не просто что-то починить, а сохранить художественные и исторические особенности предмета, дух времени. Так что первая и неотъемлемая часть нашей работы — консервация произведений. Реставратор разными способами укрепляет красочный слой и основу картины, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение и как можно дольше сохранить предмет в его текущем состоянии. Только после этого он начинает задумываться о внешнем виде произведения — выполняет так называемую живописную реставрацию, которая, в свою очередь, начинается с расчистки (удаления загрязнений, старого потемневшего лака). Это, кстати, одна из самых сложных операций, так как если выполнить ее неправильно, можно очень сильно повредить произведение. После этого реставратор восполняет утраты красочного слоя, причем обязательно старается сделать так, чтобы его работа осталась незаметной для зрителя. Конечно, я описываю процесс очень примерно — часто бывает, что нужно перетянуть холст, так как он провис, или заделать прорывы. Всего не перечислишь, и к каждой картине нужен индивидуальный подход.

Набор качеств

Пожалуй, главные качества любого хорошего реставратора — это терпение и осторожность. Если хоть немного поторопиться, проявить малейшую небрежность, результат может оказаться плачевным. И либо кому-то придется все за тобой переделывать, либо, что еще хуже, переделывать будет просто нечего. Конечно, чтобы часами кропотливо работать над картиной, нужно не только быть усидчивым и уметь концентрировать внимание, но и трепетно относиться к памятникам ушедших эпох. И последнее: реставратор никогда не состоится как профессионал, если он не склонен к постоянной учебе, освоению все новых и новых техник. А их с каждым годом становится все больше.

Вознаграждение

Минимальная з/п начинающих реставраторов, работающих в государственных учреждениях,около 15 тысяч рублей. Ну, а верхней планки нет. Чем ты опытнее и профессиональнее, тем более ценные экспонаты тебе доверяют и тем более высокие гонорары платят. Кроме того, многие из нас не только получают фиксированную зарплату, но еще и заключают договоры с музеями и получают за это дополнительные проценты — в зависимости от количества выполненной работы.

Оцените статью:
Поделиться страничкой
Прокомментировать
Популярное