Home Разное Бумажное королевство

Кто сказал, что заниматься аппликацией с годовалым ребенком слишком рано? Нужно просто изучить методику!

Виктория Рагозина

К.П.Н., Институт проблем воспитания НАПН Украины

 

Твой верный помощник

С техникой отрывной аппликации, а также с множеством других методик раннего развития малыша можно познакомиться (а еще лучше — подружиться!), купив альбомы для малышей 1 — 3 — х лет из серии «Чудотворчество» («Диво — творчество»), созданной Викторией Рагозиной, канд. пед. наук, ведущим научным сотрудником Института проблем воспитания НАПН Украины, методистом Центра развития и творчества детей «Моя умничка».

Идея заняться аппликацией с малышом, едва перешагнувшим порог первого года, поначалу может показаться даже неуместной. Ведь, во-первых, ребенок еще не способен сконцентрироваться больше трех — пяти минут на одной деятельности; во-вторых, его пальчики пока не настолько развиты, чтобы наносить клей на поверхность листа; а в третьих, крохе недоступны ножницы (и это правильно!) и работа с ними. Можем тебя порадовать: оказывается, существует «бумаготворчество» и для карапузов!

 

Шуршит, комкается и разрывается!

Ты, наверное, не раз замечала, с каким упоением твое чадо комкает и рвет газету, упаковочную бумагу, а порой и книжку? Все это для него — лишь материал, который так здорово шуршит, комкается и — ура!разрывается. А также подбрасывается, разбрасывается, засовывается в баночки, скармливается игрушкам — да мало ли на что еще способна фантазия малыша! Некоторые мамочки — строгие стражи порядка в доме — ограничивают ребенка в его «экспериментаторской» деятельности. Не стоит! Дай этому «хулиганству» достойную альтернативу — покажи, какие чудеса можно делать с бумагой!

 

Выбираем бумагу

Для занятий с малышами до полутора лет лучше всего использовать тонкую цветную бумагу, которую легко отрывать, а затем сминать и скручивать — именно в такой последовательности будут развиваться умения ребенка. Для первых занятий с детками также подходят салфетки: их цветовая гамма весьма разнообразна, то есть очень привлекательна для ребенка, да и цена вполне приемлемая. Но обязательно проследи, чтобы карапуз по своему обыкновению не брал бумагу в рот! Двух — трехлетние дети также могут использовать салфетки, но для них более интересным материалом будут гофрированная бумага или гофрокартон, экошпалеры, различная упаковочная бумага и т. д. Эти материалы пригодятся для различных видов аппликаций.

 

Дополнительный реквизит

Вам понадобится клей — карандаш, который, в отличие от клея ПВА и клейстера, не растекается по бумаге, а благодаря своей форме легко удерживается в ручках ребенка. А еще пластиковая мисочка, в которую малыш будет складывать оторванные кусочки, и основа для приклеивания кусочков бумаги. Определись заранее с тематикой урока: подумай, что именно вызывает особый интерес ребенка, и подготовь контур или силуэт именно этого предмета. Например, вы хотите разукрасить чашку горошками — значит, на рисунке — основе должна уже быть нарисована чашка. Или вы хотите украсить шерстку жирафа пятнышками — ваш жираф уже должен быть помещен на рисунке. А еще придумай коротенькую сказочку или историю для ребенка, чтобы заинтересовать его непосредственно самим процессом аппликации.

Немецкий педагог Фридрих Фребеле утверждал, что ребенку с раннего возраста для творческого развития просто необходимы глина, песок, горох, палочки, нитки, бумага.

 

Где взять темы для аппликаций?

Конечно же, из нашей с вами жизни! Что бы вы ни делали в повседневной жизни, переносите это в творчество. Если вы любите животных и птиц, то их кормление можно повторить на бумаге, сделав с малышом аппликацию на тему «Кормим воробушка». В этом случае кусочки бумаги будут зернышками, крошками хлеба. Рассматриваете морские камешки — сделайте домик для краба из бумажных катышей. Примеры таких тем вы найдете в альбоме «Бумажные хлопья» из серии «Чудотворчество», специально разработанном для малышей.

 

Развивающие свойства аппликации

Аппликация дает удивительные возможности для развития ребенка. Сначала малыш узнает, что бумагу можно не только рвать на мелкие кусочки, но и мастерить из обрывков «облака», «крошки для цыплят». Затем он откроет для себя, что если этих кусочков много, что они становятся похожими на «тесто» или «снежок». Далее кроха будет упражняться в умении сминать, скручивать кусочки и превращать их в «конфетки», «камешки», то есть делать объемные аппликации. Если в начале работы взрослый будет помогать малышу располагать кусочки на рисунке — основе и следить, чтобы он не выходил за края рисунка, то постепенно ребенок научится делать аппликации почти самостоятельно. По мере развития карапуза на первый план выйдут уже другие задачи: нужно будет разговаривать с малышом о цветах и формах, просить показывать детали на иллюстрации к работе, предлагать новые слова и т. д. И обязательно хвалить свое чадо!

 

Начинаем? начинаем!

Наконец приготовления завершены. А довольный и сытый малыш сидит у тебя на руках или за столиком.

1. Расскажи ему историю и покажи соответствующую картинку. В нашем случае это история о девочке, которой бабушка приготовила вкусную кашу.

3. Посмотри — вот пустая мисочка. Намажем ее клеем (мама с малышом намазывают клеем места, отмеченные пунктиром) и приклеем «кашу» и «масло» (кусочки белой и желтой салфеток). Похлопаем по ним ладошкой. Вот что у нас вышло!

4. Осталось «сварить» кашку! Водим пальчиком по ладошке и приговариваем: «Варись, кашка, варись понемножку!»

 

Текст истории

Малышке бабуля приготовила кашку, и девочка спросила: «Почему все детки кушают кашу?» «Чтобы вырасти здоровыми и крепкими»,ответила бабушка. 2. Покажи ребенку картинку. Посмотри, как девочка кушает и просит добавку. Давай сделаем для нее вкусную кашу с маслом. Отрываем кусочки белой салфетки, затем желтой — и кладем в мисочку.

Оцените статью:
Поделиться страничкой
Прокомментировать
Популярное