«За» и «против» стандарта
Нужен ли дошкольному образованию стандарт?
Будет ли принят стандарт дошкольного образования?
Что он может изменить в нашей жизни?
Оценка перспективы принятия государственного стандарта в области дошкольного образования зависит от того, как понимать его социальную функцию. А это понимание в настоящий момент крайне неоднозначно.
Вот доводы за принятие стандарта.
Российское образование живет в ожидании принятия нового Закона об образовании. Поэтому с экономической точки зрения важно, чтобы дошкольная ступень закрепилась в качестве образовательной ступени. Это гарантировало бы ей финансирование. А в настоящий момент, в связи с введением новых экономических механизмов финансирования, существует реальная угроза развала системы. Это было бы очень плохо, потому что для многих российских детей детский сад — единственное место, где их учат сначала обходиться без памперсов, потом мыть руки и чистить зубы, а затем — связно говорить; неизбежно приходишь к выводу, что стандарт необходим.
И позволю себе заметить, что, имея 25-летний опыт непрерывной работы в дошкольных образовательных учреждениях, я не понимаю, как можно отделить «уход и присмотр» от образовательной — или развивающей — деятельности сотрудников, которые по образованию своему являются педагогами.
С точки зрения обеспечения социокультурной целостности государства, страны как макрообщности единые критерии качества дошкольного образования и его минимальная общегарантированная база также необходимы.
Третий довод в пользу введения стандартов связан со злоупотреблениями в сфере управления системой дошкольного образования «на местах». В последние десять лет педагоги высказываются за стандарт, потому что только стандарт в условиях вариативности может сдерживать административный произвол конкретных сотрудников органов управления. Так что в регионах стандарт давно ждут.
Но существует серьезное опасение, что введение государственного стандарта в области дошкольного образования повлечет за собой отказ от содержательной вариативности программ и методических систем. Вариативность является несомненным большим достижением последних двух десятилетий, и ее необходимо сохранить. Также необходима разумная иерархия компетенций в области содержания и форм работы, которыми должны располагать конкретный педагог, учреждение, регион.
Очевидно также, что в дошкольном образовании речь может идти только о стандарте как ориентире профессиональной деятельности педагога, а не как о перечне достижений или «результатов» образования, которые демонстрирует ребенок. Это вытекает из возрастной специфики дошкольного детства, о которой не раз писалось на страницах периодических изданий. Так что вряд ли есть необходимость повторяться.