Спектакль без антракта
«Земную жизнь пройдя до половины…» Данте, наверное, был в курсе дела — где она, эта самая «половина». Да и не он один. Каждый догадывается, что, дойдя до отметки «35-40 лет» и продолжая двигаться, он перешагивает некую невидимую черту, которая делит его бренную жизнь пополам.
Ничего сверхъестественного, понятно, не происходит — жизнь продолжает бег, даже ускоряется слегка. Однако где-то в глубине души (где-то очень глубоко) шевельнется мысль: «Не успели все разлить, а полжизни за кормою…» Какая-то печаль одолевает и хандра заволакивает дали. Начинаются «внутренние разборки» так ли жил, что успел, где мечты, где оптимизм? Слабаки впадают в депрессию, товарищи посильнее устраивают из дурных мыслей костры или зажигают свечу на худой конец и стараются «в сотый раз начать сначала».
Как по мне, середина жизни для выживших в забеге на длинную дистанцию — отличное время оглянуться назад, для того чтобы как можно более эффектно и не скучно преодолеть оставшуюся дистанцию. Беда многих именно в том, что они в горячке будней не делают этого, проскакивая «золотую серединку» без пауз. Весь небольшой, но убедительный опыт (2-3 брака, рухнувшая карьера, вредные привычки) остается невостребованным и неизученным. Казалось бы, сама природа устроила антракт ближе к 40 годам, немного прикрутив фитилек желаний, затушив сердечный пожар, ударив по печени пару размол, остынь, сходи в буфет, съешь эклер, выпей ситро, погляди в окно, полистай альбомы лет!
Может, разглядишь там себя, дурилку картонную, наломавшую дров, пропустившую пару крутых поворотов судьбы, не словившую удачу за хвост… Нет же! Пролетаем на полном ходу «серединку», даже не взглянув на название станции. Потом сильно удивляемся, а почему жизнь ничему не учит… Учит, но не двоечников. Редко кому удается взять себя в руки и отыграть 2 — й тайм «по-новому»…
Скажем, человек до половины жизни занимался черти чем, а потом стал кинозвездой, как Сталлоне. Или писал пьесы, а потом оказался в президентском кресле, как Гавел. Но 2 — й тайм чаще всего у большинства не отличается от первого, именно потому что устраивать «разбор полетов» в перерыве — хлопотное дело, да и нелицеприятное. Хорошо прикормленная совесть не грызет, сон отличный, деньги есть — зачем нарушать покой? Вот оттого — то вторая половина жизни у многих протекает как попало, а то и хуже первой. С криком «А гори оно огнем, один раз живем!» человек отправляется вниз по склону на полном ходу, иногда даже со свистом.
Есть только одно оправдание миллиардам землян, которые не желают учиться не только на ошибках многочисленных предков, но и на собственных. Несмотря на неоднократные подсказки природы «по ходу пьесы», мы объективно не можем ими воспользоваться и применить для своей же пользы. Просто потому, что живем первый и последний раз. И заметьте«каждому, каждому в лучшее верится», а именно в то, что его жизнь уникальна и неповторима. Опыта «проживания» в разных состояниях «молодость, зрелость, старость» ноль. А значит — какие такие «уроки»? Какие такие «ошибки»? «Я ж не знал, как оно бывает!» Да и ничего такого ужасного не случилось — легкие нескладушки, нестрашные оплошности. Ужас в том, что никто не может посмотреть на себя со стороны, выйти из себя, взлететь над страстями, и даже правильно оценить добродетельные поступки. Не дано нам. Только оказавшиеся рядом сопланетники могут, но не всегда вовремя. Обычно позже, когда уже не надо. Человек же старается «договориться» сам с собой. Особенно если чуть притормаживает на «золотой» черте… Тише едешь — дольше будешь. А счастливчикам, которым повезет в середине жизни сделать кратковременную остановку с обзорной экскурсией «Мое былое», можно позавидовать — ведь у них после этого вероятно возникнет желание все начать по-новому, вернуть утраченные в полете мечты, найти потерянную совесть. А некоторым даже повезет обрести любовь, и тогда есть шанс выйти на средине жизни из «сумрачного леса» в чистое поле, где величавая река Старость впадает в махонькую речушку Детство…